Это мой самый первый самостоятельный рассказ. В смысле, не глава повести, а отдельная, короткая проза. Спустя некоторое время я понимаю, что рассказ слабоват. Его можно было бы и не публиковать, но всё же это исторический момент. Первый рассказ.
***
Андрей вошел в МакДональдс. Сверху перед ним опустился голограмный экран.
С тех пор, как ученые что-то там изобрели, получили Нобелевскую и еще кучу премий, наступил всеобщий достаток.
Раньше как. Чтобы приобрести еду, одежду, предметы роскоши — нужны деньги. Чтобы получить деньги надо работать или их украсть.
Теперь же на человечество свалилось изобилие. Все, что только душе угодно, в любых количествах, бесплатно. Хочешь еду — иди в ресторан или используй аппарат мгновенной телепортативной доставки у себя дома.
Хочешь одежду – иди, бери одежду. Автоматическая примерочная кабинка синтезирует для тебя любой фасон, из любой ткани, любого размера. Все что угодно.
Но человек, это такое существо. Если нет денег, надо меряться хоть чем-то другим. В первые недели после научного прорыва и наступления эпохи изобилия люди пребывали в шоке.
Деньги стали внезапно не нужны — меряться нечем. Мерялись размерами своих анатомических особенностей. Мерялись мышцами, животами. Мерялись фантазией, мерялись глупостью.
А потом. Потом человечество нашло замену деньгам.
Так, как работать стало не нужно, на улицах внезапно объявились огромные толпы праздношатающихся. Они фотографировали и снимали видео, и тут же выкладывали их в интернет. Как можно быстрее.
Конечно, для этого надо было иметь аккаунт в сети.
Сеть, кстати, разрослась неимоверно. Даже на глубине километровой шахты ловился беспроводной сигнал.
Как этого добились, Андрей не знал. По причине всеобщего изобилия учится стало не надо, и поэтому в принципе действия технологий он не разбирался.
В перерывах между съемками и размещением те же самые люди просматривали бесчисленное море контента, выложенного другими такими же. И нажимали, нажимали, нажимали на иконку, изображающую руку с большим пальцем вверх.
Это называлось — поставить Like. Действие было необратимо для пользователя. Число поставленных под фото или видео того или иного пользователя «лайков» увеличивалось на единицу.
Это и был критерий, которым можно было меряться. Для простоты каждому пользователю завели общий суммарный счет с количеством Like во всех ресурсах.
Мир изменился. Нет работы, нет отдыха. Нет веселых отдыхающих компаний, нет спортсменов. Все либо бегают и ищут уникальный контент, либо утыкаются в голографические индивидуальные экраны и более ничем не интересуются.
Существовали и маргиналы, которые отрицали Like, отрицали их использование. Плохо им от этого не было, везде же изобилие, от голода и холода не помрут. Но смотрели на этих маргиналов как на людей второго сорта. Плохо смотрели, мягко говоря.
У Самого Андрея было 17 аккаунтов и счет Like, довольно приличный.
Конечно, мгновенно появились злоумышленники, которые воровали Like с аккаунтов или выдавали чужой актуальный контент за свой. За такими охотилась киберполиция в виде автоматических программных комплексов с ИИ и дизлайкала их аккаунты. Дизлайку также подвергался неактуальный контент — «боян». Такая функция, дизлайк, была только у этих ИИ.
А вскорости Like стали использовать и для расслоения общества на богатых и бедных. Как это было в эпоху денег.
Хочешь есть, приходи в ресторан. Поставь Like на корпоративном сайте ресторана. С твоего счета спишется один синий пальчик, на их счете прибавится.
Не хочешь тратить Like — можешь не тратить, но тогда получишь самую простую еду. Ну с голоду не помрешь в общем. Хочешь вкусной еды? трать Like. Хочешь особо вкусной еды? Поставь Like на аккаунт ресторана и на десяти фотографиях на этом аккаунте. Тогда будешь есть как король. (Кстати кто такой король?). Ровно точно также работали аппараты автоматической телепортативной доставки. Поставь Like на рекламе аппарата, и он подаст тебе заказ. Не ствь Like — заказ тоже можно получить, но попроще.
Не хватает Like — заработай. Размещай в сети уникальный, прикольный, смешной или шокирующий или просто интересный контент. Армия Like посыплется на тебя.
В виду такой ситуации уникальные идей кончились за первые двадцать три дня от эпохи Like. Теперь же, чтобы увидеть хотя бы один синий пальчик на своем аккаунте, приходилось изгаляться.
Даже порнография перестала приносить стабильный рост. Люди шли на любые ухищрения, ради Like. Например стали очень популярны видеоролики всевозможных смертей он-лайн. Некоторые люди старшего поколения, отчаявшись понимать новый мир, кончали жизнь самоубийством максимально вычурным способом, на камеру, завещав все Like с этого видео в пользу своих детей или внуков.
Мир сначала сошел с ума, мир пребывал в шоке, а потом мир изменился, и люди изменились. Бесповоротно.
Андрей посмотрел на голограмный экран Макдональдса. Экран воспроизвел ему рекламу и загорелись две иконки. Закрыть и Like. Андрей на секунду задумался и ткнул на синий пальчик.
Ему наглядно на экране показали списание одного Like с его счета. После чего он просто проговорил: «Хочу гигтейсти, большую соленую колу с сырным соусом, и сникерс». Заказ материализовался перед ним и висел в воздухе, пока программа не удостоверилась, что клиент взял поднос.
Наскоро перекусив, Андрей вышел на улицу. На груди у него висел фотоаппарат — он смог его купить на бабушкино наследство. Видео с её гибелью в кабине истребителя, после принудительного отделения стеклянного фонаря кабины, собрало много Like. Внезапно Андрей увидел пробивающуюся сквозь асфальт травинку.
«А ведь это может быть интересно» — подумал он и, расчехлив аппарат, склонился ничком над крохотным растением.
***
Идея этого рассказа родилась тогда, когда я в одном фастфудном заведении увидел следующее: "Сделай фото и размести его в инстаграме с хэштэегом #(название заведения). Копи лайки и обменивай их на сэндвичи!". "Надо же", - подумал я тогда: "за кучку байтиков дают реальную еду. Скоро лайки станут валютой". Так появился рассказ.