Маша любила узнавать новые слова. Некоторые старательно заучивала, про некоторые забывала. Папа порой удивлялся, где она такое услышала. И только два раза не стал ничего объяснять. Просто заявил, что такое ребенку не понять. Пока не понять. Маша не обиделась, она не все понимала и после пояснений папы. Мама же очень часто улыбалась, объясняя, что слово значит, но любила все свалить именно на папу.
На днях Машуля выучила слово «шедевр». Очень красивая картина, очень хорошая песня или невероятно вкусная еда.
— Когда все рисуют одинаковый пруд, но у одного человека он получается на картине, как настоящий, да еще и загадочный. И все люди восхищаются этим рисунком. Вот про такую картину и можно сказать, что художник создал самый настоящий шедевр. Такое, что другие сделать не сумели, хотя и старались.
Маша всё поняла, папа умел правильно пояснять. Вот про галактики она так и не разобралась, хотя папуля очень старался. Много звезд и очень — очень далеко. Но почему далеко? И как получается, что до них даже не долететь? Миллион лет — это много, конечно, но не совсем понятно. Надо просто построить ракету, которая сможет летать очень быстро. И с помощью этой ракеты долететь до галактики. Вернее, до каждой галактики, потому что их много.
Сегодня Маша рисовала дом. В школе проводилась выставка рисунков. Требовалось нарисовать дом в деревне. Маша хотела, чтобы у нее получился шедевр. Она любила ездить в деревню, там всегда интересно. Там жила мамина сестра, у нее было два котика и утки. Да, самые настоящие утки, которые умели крякать! И Маша старательно дом рисовала, поглядывая на фотографии, которыми ей выдала мама.
— А надо рисовать что мы возле дома стоим?
Мама что — то зашивала, ловко и быстро. Шить Маша пробовала, у нее даже получалось. Только вдевать иголку в нитку никак не выходило, тут помогала мамочка.
— А какое задание?
— Нарисовать деревенский дом.
— Так и рисуй просто дом, липу не забудь, она красивая. А нас не рисуй, мы просто фотографировались все вместе, чтобы осталась память о поездке к тёте Свете.
— Да, лучше просто дом, у меня люди не очень хорошо получаются, - согласилась Маша. — И котики не получаются, а я бы хотела их тоже нарисовать.
— Я помогу, у меня котики получаются, — сказала мама. — Не так, как у великих художников, конечно.
— А сколько на свете есть великих художников?
— Много, сто художников!
— И у всех у них есть шедевр?
— У некоторых шедевров много.
— И никто - никто не может нарисовать лучше?
— Никто — никто!
— Я тоже такой дом нарисую, что все залюбуются. А потом скажут, что у меня получился шедевр.
— Вряд ли, Машенька, для этого надо учиться.
— Вот посмотрим!
— Тогда хотя бы дай мне нарисовать котиков возле дома!
— Нет, мамуля, я хочу сама. Это будет только мой шедевр!
— Хорошо, хорошо, — не стала спорить мама, поощряя самостоятельность ребенка. — Старайся и поменьше болтай.
Вечером пришел папа, и Маша показала ему свой рисунок.
— Вот здесь траву лучше добавь, — показал папа пальцем. — А дерево у тебя немного кривое.
— Его качает ветер!
— Давай я чуть подправлю, лучше будет!
— Нет!, — Маша отобрала свой рисунок и даже спрятала его за спину. — Это мой шедевр, а не твой.
— Вижу, что твой, ты даже его подписала, умница. И класс указала.
— Конечно, это для всех вторых классов, все увидят, в каком классе я учусь. И скажут, что вот во 2 «А» у девочки получился шедевр.
— Если честно, то мне твой рисунок нравится, но это вряд ли шедевр!
— А вот посмотрим!
В итоге, через неделю, Маша пришла из школы грустная. Без аппетита похлебала суп, вздыхая тяжело и явно намекая на какую-то проблему.
— Что такое, доча?
— Они не хотят говорить, что я нарисовала шедевр. Учительница меня просто похвалила. Но она всех похвалила. А Сашка говорит, что у него рисунок самый красивый.
— Это какой Сашка? Панфилов?
— Да, он. У него хорошо получилось. Но у меня есть еще липа и котик! И три цветка, а у него цветов нет! А еще красивый дом у Лиды Серовой.
Через пару недель, перед родительским собранием, мама Маши изучала рисунки, развешенные в классе. Нашла дом, который рисовал Саша Панфилов, внимательно изучила. Потом тихонько подозвала Инну Сергеевну, учительницу.
— Саша ходит на какие— нибудь курсы рисования?
— Нет, — улыбнулась учительница. — Просто рисовал явно не он. Или ему старательно помогали. Вот по рисунку вашей Машеньки понятно, что вы не вмешивались совсем.
— Тогда как определить, чей рисунок лучше? Маша рассчитывала, что её творение окажется шедевром.
— Вот поэтому мы и не присуждаем никакие призовые места. У нас все дети- молодцы!
— А как быть с ожиданиями детей? Если они рисуют самостоятельно и видят, что у других получилось более красиво? Родители — молодцы, так получается? А самостоятельные дети потом сильно переживают?
— Это тема для длинного разговора, сейчас некогда. Я тоже считаю, что ребенок должен выполнять задания самостоятельно, но не могу родителям указывать, только советую. И знаете, сколько крика будет? Мол, да что вы говорите, да он все сам, мы только чуть— чуть подправили! Просто это общее задание, никак не отменить, никак не увильнуть, у нас свои планы, которые спускают сверху.
Мама Маши кивнула соглашаясь. А сама подумала, что пусть у Маши и не получилось шедевра, зато она старалась! А еще решила все же сказать дочке, что Панфилову помогали с рисунком!
— Я его рисунок украду и выброшу, — заявила дочка, выслушав маму. — А правда, у меня почти шедевр?
— Очень красиво получилось, Машенька. Не надо хулиганить, оставь рисунок Саши на месте!
Мама так и не узнала, что своевольная дочь не послушалась, и одним рисунком на стенах класса стало меньше. Только никто его не искал, да и сняли все детские шедевры очень скоро.