Вчера был, для меня, прямо вечер воспоминаний. Вспомнилось детство. Как это было давно. И так много прошло времени. И так много изменилось. Мы тогда жили и не знали, что можно запросто получать информацию, вот так вот, как сейчас, не выходя из дома. Для того чтобы что-то узнать, надо было искать места, где можно было почитать. Мы искали ответы на вопросы в журналах, о которых сейчас молодёжь даже и не знает. Помните: “Техника молодёжи", “Наука и жизнь", “Юный техник", и прочие? Помните, как мы гонялись за записями музыкальных групп? Фотографии этих групп были большой редкостью, их биография тоже была, большей частью, сплетнями.
Вот и я, с самого детства увлекался музыкой. Меня родители отдали даже в музыкальную школу. Но долго это не продлилось. А музыка мне нравилась. В том числе и классическая. Да и сейчас, частенько слушаю классику…только чтобы никто не знал. Но сейчас есть на чём слушать и есть что слушать, и есть, где это взять в любом качестве. Сейчас не проблема купить диски, купить пластинки, купить аппаратуру. Были бы только деньги и желания. Раньше всего этого не было. Были только бобины, и дорогущие магнитофоны для них. У меня была бобина от “Akai", так и лежала в упаковке, и я её подарил… но это было потом.
Потом появились кассетные магнитофоны. Это вообще было чудо! Правда, наши магнитофоны были ещё тем чудом. Постоянно чистка и регулировка кассеты, пасики, ролики…ужас. Но другого у нас не было. Мы, будучи детьми, с завистью смотрели на дядей, которые ходили в море, и привезли оттуда “National", или “Sharp". Для нас это было недосягаемо. Один из таких мореходов, мой сосед и подарил мне фирменную бобину. Понятно дело, что я её поставил под стекло. Это была моя коллекция, первый её экземпляр. Это потом у меня была большая коллекция кассет, которую я потом подарил племяннику. А в детстве всего этого не было. Был магнитофон “Маяк - 203″, и это считалось тогда верхом мечтаний. И мы бесконечно что-то писали и перезаписывали. И потом слушали, заучивая музыку до каждой ноты.
И вот в 1983 году, приехал у меня в отпуск друг. Друг моего детства, который уже к тому времени закончил Рязанское десантное училище, и служил в Афгане. Мы тогда и толком не знали, что там идёт война. Да и я не знал того, что через несколько лет мне придётся на своей шкуре испытать все прелести войны. Но речь не про это. И вот друг привез из Афганистана два (!), представляете два кассетных магнитофона. Одни из них “Sharp 777″, а второй, для меня не известный, “Nacamichi". И вызнаете, второй магнитофон меня заинтересовал больше. Это со временем я узнал, что это за фирма. А тогда он был просто красавцем. Я и не знал тогда того, что это одна из самых навороченных моделей кассетного магнитофона. “Sharp", как оказалось, и рядом не стоял. Да внешне был красивее намного, но технически… Магнитофон был 100 вольтовый, как и вся техника, которая производилась и производится для Японии. И потому тогда магнитофон перекочевал ко мне. Бесплатно, то есть даром! Была проблема и разъёмы. Там же были “тюльпаны". И питание акустических систем отдельное, ибо они были, уже в то время, активными. Это сейчас такие кабеля можно купить где угодно, но в Советском Союзе этого не было. И мы даже не знали, как они работают. Если кто помнит, то половина кассетных магнитофонов была моно. Наши кабеля и разъёмы не подходили, от слова совсем.
У меня стояла задача сделать понижающий трансформатор. В те далёкие времена, были телевизионные ателье, где сидели профессиональные мастера, которые могли, за небольшую денежку сделать что угодно. В одно такое ателье я и пошёл. Оно было рядом с домом, потому тащить было недалеко. Всё же аппарат весил прилично. Фирма всё делала основательно, и вся её техника основательная. Но это мне стало известно намного позднее. Дотащил я его до ателье, обратился к мастерам. А они мне говорят:
- Для чего тебе такой хлам? Питание не пойми какое, разъёмы, которых не найдёшь. Да и весь какой-то странный, в деревянном ящике, и фирма странная. Явно не японская. Хотя, написано Япония, но, скорее всего, подделка, потому что мы про такую фирму не слышали.
- Но я просил только мне сделать трансформатор, а что это за фирма, я как-то сам разберусь.
На что мне сказали, что лучше бы я купил себе обычную “Весна - 202″. Потом у меня была и обычная “Весна", и очень необычный “Электроника". Я познал на себе, что такое постоянно чистить и подстраивать головку. Узнал, что такое пасики, и что они служат совсем недолго. А тогда мне пообещали сделать трансформатор и запустить этот “гроб". Ждать пришлось долго, мастера в те годы были заняты постоянными ремонтами телевизоров. Помните советские телевизоры? Они чаще не работали, чем работали, и потому хорошие мастера были на вес золота. Прошло пару недель, и мне отдали магнитофон и к нему трансформатор. Вполне хорошо сделали. Да и мастера, послушав аппарат изменили мнение о нём.
Немного расскажу о самом аппарате. Это был Nakamichi 1000. Модель выпускалась с 1974 года. Не могу точно сказать какого он был поколения. Их было, на сколько мне известно, три. Уже тогда кассетная дека умела писать на кассеты с лентами Fe и Cr. Имела на борту разделённые записывающие и воспроизводящие головки, то есть, уже был, так называемый “сквозной канал". Уже тогда у деки была возможность подстройки азимута записывающей головки, со светодиодной индикацией, совпадения с азимутов воспроизводящей головки. У многих кассетных дек эти возможности появились значительно позднее, или вообще не появились. Такая механизация позволяла получить идеальную запись, и послушать именно запись во время записи. Уже тогда была установлена активная система шумопонижения “Dolby B", и система регулировки скорости “Patch Control". Весь лентопротяжный механизм был выполнен на шестерёнках. Не было никаких пасиков. Напомню, что выпускалась дека с 1974 года, и с годами только модернизировалась. Звучание было такое, что никаким “шарпам” и “сони” не снилось. Кстати, мне в мастерской сказали, что скорее всего, это магнитофон делался кустарно, потому что они о такой фирме ничего не знали. Тогда не было интернетов, и узнать что-то о фирме было очень сложно. Но мне очень нравился этот “кустарный” магнитофон. Был у него шарм, и он был ни как все…
Участь на втором курсе училища, я приехал домой, и подарил этот магнитофон своему троюродному брату. Ещё тогда так и не было возможности купить что-то качественное. И, насколько я знаю, этот магнитофон был с ним до конца его жизни. Уверен, что служил верой и правдой, хотя сейчас кассеты не так модно, как было раньше. Сейчас становится опять всё больше и больше энтузиастов, которые продолжают слушать кассеты. Совсем недавно об этом узнал. Это не одно и то же, что качать музыку с Интернета. У тебя коллекция ровно такая, насколько хватает кассет. У самого до 2006 года была двухкассетная дека, от Pioneer, потом немного не стало времени эти всем заниматься. Многое было продано.
Но со мной рядом продолжает находиться творение японских мастеров. Да, это последнее, что было ими сделано. Теперь этой фирмой владеют китайцы. Не могу сказать, что сильно испортились. Сборка, и инженерные находки не такие, как были у японцев. Да и руки не очень прямо заточены. Мне совсем недавно попался на глаза их ресивер AV 1S. Мало того, что попался, у меня получилось его послушать, и даже посмотреть его внутренности. Да, играет, да, громко, но этот не тот звук, который был раньше. У Nakomichi был свой концертный зал, и это была больше лаборатория звука, чем фирма. Благодаря им в мире появились очень многие фирмы, которые сейчас знаменитые. В 1960-е и первую половину 1970-х годов торговая марка Nakamichi была мало известна за пределами Японии; на американском рынке её продукты продавались с 1967 года под марками Fisher, Concord, Wharfedale, Elac, Leak, Goodmans, Sansui, Saba, Harman/Kardon и др. Это потом они пришли под своим именем, и стали знаменитыми. Они и первыми выпустили для Японии катушечный магнитофон. Прекрасная техника у них предусмотрена была и для автомобилистов. И сейчас очень многие радиодетали маркированы именно их логотипом. Наверное китайцам немного стыдно за то, что они не могут выпускать должного качества технику. А у меня продолжает трудиться их последнее изделие. AV10. У него такой же звук, как и был в их технике, да потому что он выпущен в 1999 году. Для него не надо подбирать колонки, он играет с любыми, которые есть. Играет красиво и мощно. Да, любит, немного, покушать электричества. Но это можно простить. Слушать его можно сутками. Да, выглядит не расфуфыренным китайцем, так он таковым и не является. Он уже старичок, но менять его на современные вещи у меня нет никакого желания. Нет в современных аппаратах души. Так вот и живут у меня два японских красавца Nakomichi и Teac. Про второй, может быть расскажу немного позднее. А может и нет. А сейчас разрешите откланяться…