Не детский вопрос... (by Sky Archer)
Очень много лет назад я окончил училище и пришёл работать в аэропорт. Работал бы долго, наверное добился бы результатов в своей работе. Но политическая обстакановка в стране была такой, что никто и никому не был нужен. Все, почему-то считали, что новой России нужны только банкиры и экономисты. Ну, ещё немного юристов и бандиты… Авиация разваливалась. Мало того, что не было топлива и запасных частей, так и стало не модным быть пилотом.
Причин для этого было много, как всегда. Для того чтобы летать, или работать в авиации, чаще всего нужны серьёзные знания. Как правило, если научился читать по слогам, и считать до 96, то этих знаний мало. Если и закончил учебное заведение, что тоже довольно сложно, то ждёт работа связанная с огромным риском. Если лётный состав, то можно было запросто разбиться. Да и наземные службы - это какой-то риск.
Но я отклонился от траектории. Не про это хотел рассказать, и не собирался плакать про то, что ушёл из авиации… Жизнь - штука такая…непредсказуемая.
После окончания училища, пришёл работать в аэропорт, и жил в малосемейном общежитии. Интересное было время! Моя первая семья, ко мне не собиралась приезжать. Почему? Для меня, и сейчас, это загадка. Но, тем не менее, мне выделили “квартирку", и меня она устраивала… Это было для меня первое “собственное” жильё.
И вот в один прекрасный день, когда я бездельничал между сменами, меня попросили посидеть с пятилетним ребёнком. С детьми я всегда ладил, потому мне было не сложно посидеть с ребёнком. Родители его отбыли на поиск еды и прочих вещей, которые можно было купить на рынках и в магазинах. Мне ехать было некуда, да и не для чего. До лётной столовой было рукой подать…, а больше мне было ничего не надо.
Привели мне ребёнка, и принесли кучу книжек к нему. Сказали, что ребёнок любит сказки, правда очень любознательный. Нас этим не испугаешь… Тем более, что ребёнок из лётной семьи, и, естественно, хотел быть как папа.
- Почитаем сказки? Какую ты любишь больше всего?, — спрашиваю ребёнка.
- Сказки не интересно. Я люблю читать про самолёты, — говорит мне ребёнок по имени Андрей.
- И что это за сказка такая, про самолёты?, — глупо спрашиваю я.
- Это не сказка, — говорит мне ребёнок, — Я люблю самолёты. А папа и мама мне не читают про них, говорят, что я ещё маленький.
- Нормально это я попал, — думаю я, — Не “наставление” же ему читать по производству полётов.
- А у меня много вопросов. И мне на них не отвечают, потому что я маленький, — говорит мне ребёнок.
- И какие же?, — спрашиваю я, — Давай я расскажу тебе почему самолёт летает.
- Это я и без тебя знаю, — расстроенно говорит мне Андрей.
- Да. Я как-то не подумал! Ну тогда про что тебе рассказать?
- А ты пилот?, — спрашивает меня ребёнок, — У тебя “уголки” на погонах золотые.
- Я штурман. Специальность лётная, потому и “уголки” такие, — терпеливо объясняю ребёнку.
- А вот что будет, если встать возле работающего двигателя самолёта?, — спрашивает меня ребёнок, — Почему возле него стоять нельзя?
- Нормальные вопросы пятилетнего мальчика. Почему-то больше похожи на вопросы самоубийц, — думаю я, прикидывая как ответить ребёнку.
- Папа говорит, что нельзя и всё. Так в инструкциях написано, — обиженно говорит мне ребёнок.
- А сколько лет тебе, Андрюша?, — спрашиваю я, подозревая, что родители скрыли от меня настоящий возраст ребёнка.
- Пять лет. Скоро будет шесть, и родители меня в школу отдадут.
- Ага! Ну, давай подумаем, почему нельзя этого делать. Я сам не задумывался как-то…
А ведь я, и правда, никогда про это не думал. Мне сказали про то, что этого делать нельзя, и всё. Говорили, что может засосать, и всё. Плохо учили! Большие упущения в образовании! Правда, у меня никогда не возникало желания подойти к работающему двигателю. Специальность, малость, не та…
- Давай не будем вдаваться в детали, связанные с мощностью двигателя, режимом его работы и размером воздухозаборника и человека, — говорю ребёнку, и сам тихонько офигеваю, от того, что я несу маленькому ребёнку, — Возьмём среднестатистический истребитель, так будет проще. И представим себе взрослого человека, например техника…, который решил обслужить работающий двигатель. Хотя этого делать категорически нельзя.
Взрослого человека, как и ребёнка, скорее всего засосёт в воздухозаборник. Дальнейшая судьба человека сильно неясна. Такие испытания, на сколько я знаю, не проводились. Но я могу и ошибаться. Техник, или кто-то ещё, кому вздумалось провести такие испытания, может стать первым.
- И человек сразу погибнет?, — спрашивает меня маленький Андрей.
- Думаю, что не сразу, — отвечаю ребёнку, — Там есть небольшое расстояние до лопаток турбины. Техник будет лететь с большой скоростью. Будет махать руками и ногами, чтобы остановить движение. Руки и ноги оторвёт! Но остальное долетит, я так думаю, живым до двигателя. Перед двигателем стоят, довольно мощные, направляющие потока. Голову, как и тело, просунуть туда будет проблемно. Хотя, если учитывать силу всасывания… Сами направляющие не вращаются, они закрывают лопатки турбины. Если я правильно помню, то там стоит и сетка. Вот в эту преграду человек ударится. И если его не протащит в виде фарша, то одежду и прочее, что было на человеке, засосёт в двигатель. Это приведёт к плачевным последствиям, и может сломать дорогостоящий двигатель. А может и случиться помпаж двигателя. Это когда двигателю не хватает воздуха. И это тоже может вывести из строя двигатель.
- И человек погибнет?, — опять спрашивает меня ребёнок.
- Ну, может и не погибнуть, но травмы будут точно. Тяжесть травм зависит от многих факторов. Могут даже списать из авиации… А могут ещё заставить заплатить за испорченный двигатель. Он же дорогой… Но, я не могу вспомнить про то, чтобы нам рассказывали про случаи засасывания в двигатель, которые закончились бы трагически. Совсем не помню рассказов о том, что кого-то засосало. Хоть и полагаю, что люди проводили такие эксперименты. Даже у тебя такой вопрос появился. А взрослые, тоже, иногда делают безрассудные вещи…
- А если самолёт не военный, то, что будет?, — усложняет задачу ребёнок.
- Человека засосёт ещё быстрее. И тоже будут травмы. Потому надо смотреть на спиральки, которые нарисованы по центру двигателя. Нам об этом говорили в училище… Двигатель самолёта очень сильная штука, малыш.
- А если у самолёта пропеллеры?, — не унимается ребёнок.
- Винты самолёта находятся очень низко, и потому если стоять под ними, то голову точно оторвёт. Потому нельзя подходить к работающему двигателю винтового самолёта… И не только винтового…
И тут, в самый интересный момент, пришли родители. Разговор с ребёнком заставил меня о многом задуматься.
- Не устал ты от него?, — спросили меня родители.
- Да нет, мы с ним интересно провели время. Поняли почему не стоит стоять возле работающего двигателя. И я для себя много сделал открытий. Оказывается, я вполне неплохо знаю, как устроена турбина.
- Всё таки нашел у кого получить ответ на свой вопрос, — с улыбкой сказал отец.
- Дети они любознательны. И я начал понимать, что им стоит всё объяснять, что им интересно. Это уменьшит количество ошибок в жизни. И понял, что очень опасно засасываться в двигатель. Двигателя сильно дорогие, и если останешься жив, то потом до конца жизни придётся ещё и платить. Это не есть хорошо! А ребёнок у вас классный. Надо будет ещё посидеть, приводите. Только сказки не приносите, они ему не нужны…
Прошло много лет. Иногда мы списывались с отцом Андрея. Андрей закончил лётное военное лётное училище. Летает на “Грачах". В данный момент выполняет свой долг по защите нашей Родины. И я написал сейчас этот пост только потому, что сегодня переписывался с его отцом. Вспомнили мы с ним, именно эту историю. Может ответы на вопросы и определили дорогу в небо? Чистого и мирного тебе неба, лётчик…
↓↓↓ Эта кнопка сама себя не нажмёт... Спасибо!
3 комментариев
5 звезда: | (3) | |
---|---|---|
4 звезда: | (0) | |
3 звезда: | (0) | |
2 звезда: | (0) | |
1 звезда: | (0) | |
(5.0)